II ВСТРЕЧА В ШАХТЕ ИСИДЫ-СИРИУСА

II

ВСТРЕЧА В ШАХТЕ ИСИДЫ-СИРИУСА

Эдриан и Ди поселились в старинном отеле «Виктория», в шумном районе неподалеку от площади Рамзеса; я остановился у Джозетты и ее мужа Джона, которые проживали в более тихом жилом квартале Маади. Погода стояла великолепная, было не очень жарко. Мы чувствовали необыкновенный прилив энергии, и Ди собиралась сделать свой первый снимок пирамид Гизе.

Однако не успели мы отправиться в путь, как узнали о взрыве на площади Тарир, рядом с Египетским музеем. Террористы оставили мощное взрывное устройство в маленьком, но людном кафе, где обычно собирались на обед студенты из Американского университета. Погибли два туриста, а четырнадцать человек, большей частью местные жители, были тяжело ранены. Нам посоветовали поменьше слоняться по центру Каира и держаться поближе к охране, которой египетские власти постарались снабдить все туристические группы. Но мы посчитали лучшим вообще ни к кому не присоединяться, а делать наши собственные дела, тем более, что для этого мы сюда и прибыли.

И первым, конечно, мы посетили Гизе. В тот день в Каире стояла великолепная погода: слабый бриз, мягкие солнечные лучи и безоблачное небо. Несколько часов мы бродили по плато пирамид, вдыхая воздух пустыни — тяжелый, но богатый кислородом. Мы начали свое путешествие с юго-запада, где с высокого холма открывался прекрасный вид на весь некрополь. К северо-востоку высились три гиганта — ближе всего находилась пирамида Менкаура, замыкала группу Великая пирамида. Даже с этого расстояния — в километр или около того — они производили большое впечатление.

Мы отправились к самой маленькой пирамиде и когда дошли до ее южной стороны, то как бы очутились лицом к лицу с каменной стеной; требовалось высоко задрать голову, чтобы увидеть небо. Обе большие пирамиды исчезли из вида, поэтому наша малышка показалась гигантом. Мы поднялись на одну из маленьких пирамид, находящихся рядом с сооружением Менкаура и, усевшись на вершину, поговорили о впечатлении, которое произвела на нас величественность этого монумента. Затем не спеша направились к восточной части, миновали храм с его громадными каменными блоками, вес которых порой превышает 200 тонн, и подивились, насколько точно эти блоки пригнаны. После десятиминутной прогулки наша маленькая группа добралась до второй пирамиды, — творения Хафра. Трудно описать свои впечатления, — сколько здесь бываю, каждый раз поражаюсь этой башне, устремленной в небеса. Мы решили не входить внутрь, а перейти к нашему главному объекту — Великой пирамиде с ее таинственными шахтами.

Мы поднялись на несколько ярусов вверх по северной грани пирамиды Хуфу (Хеопса), достигли входа аль-Мамуна и, согнувшись, стали в полной тишине продвигаться вперед. После долгого, казалось, бесконечного, путешествия, мы добрались до развилки, от которой начинались Большая галерея и горизонтальный коридор, ведущий в погребальную камеру царицы. Я глянул на Эдриана и, с трудом переводя дыхание, произнес: «Исида». Он кивнул. И, снова согнувшись, мы отправились к погребальной камере царицы. Это было 27 февраля 1993 года; через восемь дней Рудольф Гантенбринк проделает тот же путь, неся металлический ящик со своим роботом, и начнет исследование шахт.

К нашему удивлению, в погребальной камере кроме нас никого не было, что случается крайне редко; по-видимому, после взрыва бомбы туристы предпочли остаться в отеле. Мы внимательно рассматривали стены, потолок и большую «нишу» на восточной стороне; потом я показал отверстие южной шахты. До исторического открытия Гантенбринка оставалось три недели.