Быть его учеником – большое счастье

Я хоть и не был в краеведческом кружке школы № 5, – делится своими воспоминаниями Юсуп Магомедович Гаджиев – главный врач республиканской психиатрической больницы в г. Буйнакске, заслуженный врач РД, с 1948 по 1954 гг. учился в школе № 5, с 1960 по 1972 гг. был физкультурным врачом при Буйнакской городской поликлинике, – но свой родной край, его богатую историю узнал в школе хорошо, потому что учителем истории был Булач Имадутдинович.

А быть его учеником – это большое счастье. Мы с трепетом и большим нетерпением ждали очередной урок истории. На одном уроке мы узнавали так много нового и интересного, что и поныне удивляешься, как много он знал и как легко и просто, понятным для каждого ученика языком объяснял он любой новый урок.

Тому, кто был у него на уроке, не нужно было учить историю дома, мы все узнавали и закрепляли на самом же уроке.

Весь урок с начала и до конца проходил в быстром темпе, без единой паузы. В закреплении нового материала весь класс принимал активное участие, а многие и получали отличные отметки.

Ученики Булача Имадутдиновича не знали оценки «2», а те, кто очень редко, но получал тройку, чувствовали себя очень неловко. Основная масса учащихся учились на 4 и 5.

Его ученики учились на 4 и 5 не только на уроках истории, но и на спортплощадке, на стадионе, на беговых дорожках. Он участвовал с нами в соревнованиях почти по всем видам спорта. Навыки игры в волейбол помогли мне лично играть за сборную мединститута.

Мне очень повезло, что по окончании мединститута с 1960 по 1972 год я работал спортивным врачом при Буйнакской поликлинике и сопровождал Булача Имадутдиновича почти во всех дальних походах по краеведению.

Не раз мы были в теснине Олега, 7 раз поднимались на все вершины Гимринского хребта. 50-ю вершину Гимринского хребта назвали пиком Гагарина.

По этому поводу провели митинг группы туристов, соорудили каменный обелиск и вечером спустились в Эрпели. Там мы переночевали в школе, а утром вернулись в Буйнакск.

Другой раз спускались мы с Гимринского хребта по очень старой, почти непригодной для ходьбы дороге к зиярату имама Газимагомеда и постарались, как могли, привести хибарку зиярата в порядок.

Очень интересным был и другой четырехдневный поход по историческим местам Нагорного Дагестана. Побывали в селе Куппа, в знаменитом Карадахском ущелье.

Кроме краеведов 5 школы, в этом походе приняли участие и некоторые ушедшие преподаватели педагогического училища: А. М. Горбачев, М. М. Дугричилов – известный художник и организатор многих культурных мероприятий, А. А. Губаханов, а также Д. И. Ахмедханов, жена Булача Имадутдиновича, спутница почти всех его походов Алла Ивановна с маленькой дочкой Шуанет на руках и баянист Николай Ляминский.

Во время походов не умолкал веселый голос Булача. Он рассказывал о каждой горке, речке, иногда об отдельной сакле интересные подробности. Через Куппу мы пошли в Гергебиль, а оттуда в Кикуни. У села Кикуни мы устроили привал, и Булач Имадутдинович попросил меня и Абдурахмана Губаханова пригласить к нам Османа Абдурахманова – знаменитую личность не только этого села, но и всей страны.

Осман Абдурахманов, как его называли великан Осман, был ростом более двух метров и обладал огромной физической силой. Одно время он был известен как борец, о его физической силе ходили легенды. Мы его нашли дома. Он сидел на плоской глиняной крыше и помогал жене чистить початки кукурузы. Мы передали ему просьбу Булача Имадутдиновича.

Осман сказал: «Я плохо чувствую себя, болит спина, но Булачу Имадутдиновичу отказать не могу».

Затем он повел нас в дом, легко достал висящие у потолка на крюку ведро с медом и свежий чурек. Он дал каждому из нас по ковшику меда и сказал, что мы пойдем лишь тогда, когда съедим все.

Наконец, мы пришли к нашим.

Осман, опираясь на палку, шел быстрее нас, нам приходилось за ним чуть ли не бежать. Эта встреча с Османом Абдурахмановым, его рассказы о большом спорте и различных приключениях оказали большое впечатление на всех участников похода.

А Осман сказал: «Теперь, после встречи с вами, я чувствую себя гораздо лучше».

Из Кикуни мы, на сей раз на попутной машине, отправились в знаменитое Карадахское ущелье. В этом ущелье Булач Имадутдинович показал нам большой камень, на котором восседал по преданию царь Александр II.

Много интересного рассказал нам Булач о Карадахском ущелье. Он показал нам и Медовые скалы, расположенные на огромной высоте от дна ущелья. В старину, говорят, туда взбирались смельчаки за медом.

Переночевали мы в селе Корода.

На следующий день мы нашли у Голотлинского моста небольшую столовую. Борщ, который нам предложили в этой столовой, был самым вкусным в моей жизни.

Я привел лишь несколько эпизодов из жизни и деятельности этого педагога, краеведа, замечательного писателя и простого человека.

Трудно оценить его титанический труд, и я рад, что он первым из наших земляков стал Героем Дагестана.