Приключения новых аргонавтов

Автор этих строк по своей первой профессии морской геофизик. Участвовал в экспедициях Московского Университета, ходил вдоль берегов Крыма и Кавказа на судне «Академик Петровский».

По окончании Университета работал в Геленджике, в объединении «Южмогеология», где также ходил по Чёрному морю на судах объединения, разрабатывал и испытывал приборы для исследования дна Мирового океана, работал на яхтах. Прошёл Чёрное море от Кавказа и до Босфора на парусном катамаране «Солнечный ветер» (порт приписки Геленджик), а также разведал побережье Кавказа на яхте типа «четверть-тоник» «Лада».

А ныне с 2010 года я вновь вернулся в Геленджик, сотрудничаю с яхтсменами из Южморгеологии, а также подводниками из Южного отделения Института Океанологии.

Приключения аргонавтов и приключения современных яхтсменов схожи – романтика дальних странствий, крики чаек, трепет парусов… Всё это не изменилось за прошедшие тысячелетия.

Расскажу здесь о плавании по маршруту Одиссея и аргонавтов, который мы совершили в далёком уже 1988 году. Это интересно и ныне. Тем паче, с годами приходит понимание, что это было очень счастливое время, когда судьба подарила нам Приключение.

Тогда, летом 1988 г., во время отпуска мы, яхтсмены Геленджикского и Новороссийского яхт-клубов, отправились на международную парусную регату в Болгарию на катамаране.

Я тогда взял с собой и «Аргонавтику» (копию редчайшего издания), и «Одиссею».

Наша яхта – катамаран типа «Цетус», одна из крупнейших яхт такого класса. Катамаран – это два поплавка, соединённые широкой палубой, это громада парусов, это скорость до десяти узлов… летит, как птица!

И мы полетели туда, где море золотым краем упиралось в темнеющее небо. Мы чувствовали себя новыми аргонавтами.

Аргонавты побывали в стране Атланта, когда возвращались из Колхиды, т. е. с Кавказа. И мы пошли с Кавказа.

Многие приключения аргонавтов повторил затем Одиссей, то есть мы идём одновременно и по маршруту аргонавтов, и по маршруту Одиссея.

Кто такие аргонавты? Аргонавты – герои Древней Греции. Впрочем, не только Греции. Они находили своих родственников по всему черноморскому побережью.

Наш маршрут лежал из Геленджика в Новороссийск, потом мы должны были пересечь море и держать курс на Варну. Это в идеале, остальное зависело от прихотей погоды. Недаром древние греки разделяли людей на живых, мёртвых… и тех, кто в море. Нас отделял от воды только тонкий слой фанеры.

Итак, мы вышли из Новороссийска, идём вдоль кавказского берега. Здесь проходили аргонавты.

Над нами низко пролетел самолёт, на мгновение закрывая солнце. Самолёт свернул к Анапскому аэропорту и с рокотом исчез за горами.

В это время я читал отрывок из «Аргонавтики», где описывается Орел, летевший терзать печень Прометея, коего видели проплывавшие в этих местах аргонавты.

Видели птицу они, как она в высоте с резким криком

Над кораблем пронеслась к облакам близко вечером.

Всё же Парус ладьи всколыхнула она, крыл задев дуновеньем…

Удивительная, однако, эта птица. Она и правда напоминает современный самолёт (или корабль пришельцев):

Ведь тот Орел своим видом с воздушною птицей не сходен,

Крылья его подобны гладким вёслам…

К тому же аргонавты, так же как и мы сейчас, полагаю, слышали рокот турбин при его посадке.

А потом невдалеке они услышали голос стонущий

Прометея, чью печень Орел вырывал…

«Аргонавтика», пер. Г. Церетели

Мы проходим мимо Таманского полуострова – здесь Ясон добывал золотое руно, здесь целый год жил Одиссей у волшебницы Цирцеи, и здесь, где-то под нами, на глубине 100 метров, находится вход в пещеру Аида…

Я вглядывался в низкие пустынные берега Тамани… Тамань, загадочное место…

Потом здесь располагалось канувшее в Лету русское Тмутараканское княжество. Вспоминаю имена правивших здесь князей и то, что некогда здесь слагал песни вещий Боян… А потом тут останавливался Лермонтов…

На следующий день похода мы сделали бросок от Керченского пролива к Ялте. По правому борту мы видели красивейшие берега Ливадии. Скала Парус, Ласточкино Гнездо. По левому борту, недалеко, прошёл парусный барк «Товарищ», крупнейшее парусное судно Чёрного моря.

Лёгкий бриз. Мы повернули в открытое море.

А на завтра вдруг край неба потемнел, быстро стала надвигаться обложившая весь горизонт туча.

В это время я читал «Одиссею»:

Тёмную тучу тогда над судном нашим глубоким

Поднял Кронион, и вот потемнело широкое море.

Судно недолгое время бежало…

Мы зарифили паруса, а когда шквалом налетел ветер, попытались на маленьком штормовом стакселе уйти по грозовому фронту от бури. Но и стаксель пришлось через пару часов убрать.

Наша яхта шла под одной мачтой. Массивная и широкая мачта изгибалась под ветром и грозила либо вылететь из шарнира (тогда поплавки катамарана, крепившиеся к мачте вантами, разломали бы все балки и связи), либо перевернуть катамаран.

Капитан Ключарёв сидел у руля и направлял яхту так, чтобы она лавировала с волны на волну. Сейчас главное – не поставить яхту к волне лагом. Тогда волны быстро проломили бы её борта. Оба носа яхты взлетали над водой и тут же падали, разбивая волны, которые хлестали сквозь сеть, протянутую между корпусами, и окатывали находившихся на палубе.

К ночи в темноте следить за волнами стало невозможно. Электричества в батареях хватало только на сигнальные огни, но не на освещение. Приходилось полагаться лишь на свою интуицию. Ключарёв боролся с волнами половину ночи, но не ушёл с палубы и тогда, когда пришла смена. Оставшуюся часть ночи он провёл здесь же в полузабытьи….

Трое суток прошли в изнурительной однообразной борьбе. Все мы были измучены, но двигались, делали то, что было необходимо, либо лежали пластом на палубе.

А ветер не утихал, не давал передышки. Море показывало, что ему ничего не стоит в щепки разбить яхту, смять, оглушить, выбросить за борт борющихся за жизнь людей…

Море успокаивалось, край горизонта светлел…

От Босфора мы повернули к Варне. Вечером вошли в варненский порт.

Там были гонки на яхтах от Варны до Помория.

Взлетела сигнальная ракета, и яхты пересекли линию старта. Яхты рассыпались по Варненскому заливу и выбросили полосатые спинакеры всех цветов радуги… Зрелище необыкновенно красивое – будто разноцветные лепестки разбросаны по сверкающей синей глади. Итак, гонка!

Мы уходили будто от преследования флота Ээта по направлению к Босфору…

Я пробовал представить себя на месте аргонавтов. Какая цель у аргонавтов после того, как они покинули Колхиду? Выбраться из Чёрного моря. То есть им нужно идти к Босфору, иного пути нет. Но в «Аргонавтике» дан невозможный маршрут. Значит, при переписи Аполлоний Родосский исказил текст первоначальной поэмы. Да ведь он и моряком-то не был… библиотекарь.

А ночью на поморский берег налетел шквал, и стеснённые яхты стали тереться друг о дружку, затрещали борта. «Ого! – крикнул я. – Мы сейчас приготовим новое блюдо: борта всмятку!»

Ятсмены, торжественно «Сылнчевым брягом» отметившие окончание гонки, отвязывали концы, пытались разойтись, но всё равно яхты сталкивались, люди едва не падали за борт. А тех, кто падал, приходилось доставать из воды мне как самому трезвому.

Да, решил я, после исмарского вина и бегства Одиссей потерял немало судов не только из-за преследования киконов.

Потеряв якорь, мы ушли в море. На следующий день пришлось возвращаться и искать этот якорь, для чего я и Валера Стрыгин полдня ныряли в ледяную воду.

Хорошее средство, чтобы прояснить мысли.

И вот мы пошли домой. Справа в розовом утреннем тумане вырос остров Змеиный, тот самый одиссеевский остров Огигия… Здесь Одиссей провёл семь лет.

Прошли в мутных бурых водах, которые нёс великая река Дунай, или, как его называли в древности, Истр, в Чёрное море.

Истр-Дунай нёс в Чёрное море огромное количество ила, и румынский берег здесь болотистый и низменный. Там много мелей… Я вспоминал, что аргонавты после плавания в водах Истра вязли в иле.

Платон утверждал, что остался этот ил после того, как затонула Атлантида. Да-да, Восточная Атлантида где-то рядом. Да и в русских былинах Атлантида именуется Поморским царством… Мы вышли из Помория…

Нет-нет, всё же Атлантида была не здесь… Одна из Восточных Атлантид (Первая), очевидно, была за Боспором Фракийским, т. е. за Босфором в Мраморном море. Но ведь была и Вторая Восточная Атлантида!

Да-да! Так же, как есть второй Босфор: Боспор Киммерийский (это Керченский пролив). Так же, как есть и вторые хатты-атланты: это современные адыги, предки коих жили в Малой Азии и переселились на Кавказ, основав здесь свою колонию (пять тысяч лет назад, если не ранее). Так же, как есть второе Золотое Руно и второй Дракон, его охраняющий.

Ведь аргонавты столкнулись с драконом и на берегу Мраморного моря, и на побережье Кавказа.

Да-да! Есть и Вторая Восточная Атлантида. И это самая восточная из известных Атлантид. Это Кавказская, а значит, Русская Атлантида. И мы шли к ней…

Итак тогда, я разгадал тайну Русской Атлантиды.

Мы вновь пересекли Чёрное море и опять попали в шторм.

После небольшого отдыха в Судакской бухте (откуда нас выгнали пограничники, которым не было дела до непогоды) мы двинулись к порту приписки.

И закончилось наше приключение, «Солнечный ветер» вошёл в Геленджикскую бухту. Мы запустили сигнальную ракету и бросили на воду красную дымовую шашку. Ветер, конечно, понёс клубы едкого бурого дыма на нас, и мы, кашляя, со слезящимися глазами, дёргали фалы, пытаясь выйти из дымового облака…

И дым отечества был нам сладок и приятен.

Поход был завершён. Мы были дома. Мы в Атлантиде. Яхта подошла к порту и встала на якорь у причала.